Программирование на C и C++

Онлайн справочник программиста на C и C++

#define

Директива #define определяет идентификатор и последовательность символов, которой будет за­мещаться данный идентификатор при его обнаружении в тексте программы. Идентификатор так­же называется именем макроса, а процесс замещения называется подстановкой макроса. Стандар­тный вид директивы следующий:

#define имя_макроса последовательность_символов

Обратим внимание, что в данном операторе отсутствует точка с запятой. Между идентификато­ром и последовательностью символов может быть любое число пробелов. Макрос завершается только переходом на новую строку.

Например, если необходимо использовать TRUE для значения 1, a FALSE для 0 то можно объявить следующие два макроса:

#define TRUE 1
#define FALSE 0

В результате, если компилятор обнаружит в тексте программы TRUE или FALSE, то он заменит их на 1 и 0 соответственно. Например, следующая строка выводит на экран «0 1 2»:

printf ("%d %d %d", FALSE, TRUE, TRUE + 1);

В случае, если макрос определен, он может использоваться для определения других макросов. Например, следующий код сопоставляет с именами ONE, TWO и THREE их численные значения:

#define ONE 1
#define TWO ONE + ONE
#def ine THREE ONE + TWO

В результате макроподстановки идентификаторы замещаются указанными строками. Если не­обходимо определить стандартное сообщение об ошибке, то можно написать что-то вроде следу­ющего:

#define E_MS "Standart error on input.\n"
/*...*/
printf(E_MS);

Если компилятор обнаруживает идентификатор E_MS, то он замещает его строкой «Standart error on input.» На самом деле компилятор увидит оператор в виде

printf("Standart error on input.\n");

Если идентификатор находится в строке, то подстановка не происходит. Например:

#define XYZ this is a test
/*...*/
printf("XYZ");

выведет не «this is a test», a «XYZ».

Если строка не вмещается в одной строке, то ее можно продолжить на следующей строке, поместив в конце строки обратный слэш, как показано в следующем примере:

#define LONG_STRING "This is a very long" \
string that is used as an example."

Программисты, пишущие на С, часто используют заглавные буквы для определения идентифика­торов. Данное соглашение помогает любому человеку, читающему программу, бросив на нее один взгляд, узнать, что он имеет дело с макросом. Также вce #define лучше помещать в начале файла или вообще в отдельный заголовочный файл.

Очень часто макросы используют для определения «магических чисел», используемых в про­грамме. Например, программа может определять массив и иметь несколько процедур для работы с ним. Вместо того, чтобы жестко кодировать размер массива, лучше определить макрос, соответ­ствующий размеру массива, и использовать его в тех местах, где необходимо использование раз­мера. Таким образом, если необходимо изменить размер массива, единственное, что требуется сделать, — это изменить оператор #define и перекомпилировать программу. Везде, где использо­вался данный макрос, произойдут автоматические изменения. Рассмотрим пример:

#define MAX_SIZE 100
/*...*/
float balance[MAX_SIZE];
/*...*/
float temp[MAX_SIZE];

Для изменения размеров обоих массивов просто изменим определение MAX_SIZE.

Директива #define имеет еще одну возможность: макрос может иметь аргументы. Каждый раз при встрече такого макроса аргументы макроса будут замещаться реальными аргументами про­граммы. Такой тип макроса называется макрос типа функция. Например:

#include <stdio.h>
#define MIN(a,b) ((a)<(b)) ? (a) : (b)
int main(void)
{
int x, y;
x = 10; у = 20;
printf("The minimum is: %d", MIN(x, y) );
return 0;
}

При компиляции программы вместо MIN(a, b) подставляется указанное выражение, причем вме­сто фиктивных параметров а и b подставляются реальные х и у. Таким образом, в результате подстановки функция printf() примет следующий вид:

printf ("The minimum is: %d",((x) < (y) ) ? (x) : (y) );

Надо быть осторожным при определении макросов, получающих аргументы, или можно полу­чить несколько неожиданные результаты. Например, рассмотрим следующую короткую програм­му, использующую макрос для определения четности значения:

/* программа выдает неправильный результат */
#include <stdio.h>
#define EVEN(a) a%2==0 ? 1 : 0
int main(void)
{
if (EVEN(9+1) ) printf("is even");
else printf ("is odd");
return 0;
}

Из-за способа подстановки данная программа работает неправильно. В результате компиляции программы EVEN(9 + 1) расширится до

9 + 1% 2 == 0 ? 1 : 0

Как известно, оператор взятия по модулю имеет более высокий приоритет, чем оператор сло­жения. Это означает, что сначала выполнится взятие по модулю с числом 1, а затем результат прибавится к 9, что, естественно, не может быть равно 0. Для устранения данной проблемы сле­дует заключить а в макросе EVEN в круглые скобки, как показано в следующей правильной вер­сии программы:

#include <stdio.h>
#define EVEN(a) (a)%2==0 ? 1 : 0
int main(void)
{
if(EVEN(9 + 1) ) printf("is even");
else printf("is odd");
return 0;
}

Обратим внимание, что 9+1 вычисляется до взятия по модулю. В целом заключение параметров макроса в скобки — это достаточно хорошая идея, и она позволяет избежать множества проблем.
Использование макроподстановок вместо реальных функций имеет одно большое преимуще­ство — существенно увеличивается скорость работы программы, поскольку нет необходимости тратить время на вызов функции и возврат из нее. Тем не менее, за данное увеличение скорости работы следует платить увеличением размера исполнимого кода программы, поскольку програм­ма вынуждена дублировать код макроса.